Юноша с лютней (ок. 1595)
Двусмысленная эротика
На многих ранних картинах Караваджо можно увидеть привлекательных мальчиков, играющих на музыкальных инструментах (музыка традиционно считается верной спутницей любви) или держащих в руках фрукты (символ сексуальной вседозволенности). Полотна, подобные "Музыкантам", ок. 1595, (на след. стр.), демонстрируют гомосексуальные наклонности и Караваджо, и его заказчиков. В частности, таким был покровитель художника, кардинал Франческа делъ Мойте, на пиры которого, по свидетельствам современников, "никогда не приглашали женщин, зато там танцевали молодые мальчики, одетые в женское платье". "Юноша с лютней", ок. 1595, написанный по заказу кардинала, больше похож не на мальчика, а на молодую обворожительную женщину. Перед ним лежат ноты мадригала, начинающегося словами: "Ты знаешь, что я люблю тебя". Как сообщает Д. Беллори, Караваджо считал эту картину своей лучшей.
Еще об этой картине
читать дальше «Картина была написана, по всей видимости, по заказу маркиза Винченцо Джустиниани, почитателя таланта и первого собирателей произведений Караваджо.
Изображенный на картине лютнист - не аристократ; в его лице присутствует даже некоторая грубость, но она смягчена тем, что нежная кожа, по-девичьи убранная голова, удлиненные пальцы придают всему облику юноши чарующую женственность. В его облике запечатлен друг художника, миланский музыкант Галлус.
Юноша настраивает лютню и весь поглощен льющимися звуками, о чём говорит и наклон его головы, и полуоткрытый рот, и выражение глаз, рассеяно смотрящих мимо зрителя. Все это написано так точно, так виртуозно, что кажется, будто зритель и сам слышит звучание инструмента. Караваджо не передает здесь глубины пространства, только ничем не покрытый деревянный стол отделяет юношу от зрителя. Фигура лютниста и натюрморт почти вплотную придвинуты к нему и располагаются на первом плане, но на нейтральном фоне затемненной стены фигура юноши видится особенно отчетливо. Пышные складки белой рубашки подчеркивают ширину груди и плеч, столь же объемно воспроизводит Караваджо и черты смугло-румяного лица – крепкие щеки, толстый нос яркие губы, крепкий подбородок с ямочкой. Располагая на столе скрипку, ноты, груши, вазу с цветами, Караваджо строго отграничивает один предмет от другого, показывая причудливые изгибы светло-коричневого дерева инструмента, твердость тонкого желтоватого листа бумаги, круглость светло-зеленого плода, прозрачное стекло сосуда и яркость цветов.
Молодость, преходящая красота, увядающие листья, улетающий звук музыки – все это приметы земной суеты, все говорит о бренности мира. Некоторые исследователи находят в ней оттенок двойственности (может быть даже двусмысленность) в смешении, девичьих и юношеских черт лютниста. Караваджо хотел передать физическое воплощение того настроения, которым охвачен музицирующий лютнист. Томно склоненная голова лютниста, глаза с мечтательной поволокой, изящные движения рук – все передает красоту эмоций, вызванных музыкой. Именно эта продолжительность чувства, оставленного и закрепленного художником чарует навеки. «Лютнист» была одной из первых картин Караваджо с развитым эффектом света во тьме вся она залита ровным, рассеянным, чуть золотистым светом. Ярко озарив юношу и предметы на переднем плане, в дальнейшем свет теряется в глубине, оставляя только косой след на стене и делая тем самым ее почти ощутимой для зрителя»
Ой, и странные-престранные были эти художники. Вот еще один "Юный лютнист" кисти Бартоломео Манфреди