19:39

Когда я перестаю молиться, совпадения прекращаются (с)
16.09.2012 в 18:35
Пишет  r0di0n:

Свт. Николай Сербский (Велимирович). Неделя 15-я по Пятидесятнице. Евангелие о любви

Мф., 92 зач., 22, 35—46

Вся­кий, же­ла­ю­щий по­сра­мить Бога, сам бы­ва­ет по­срам­лён, а Богу предо­став­ля­ет слу­чай ещё боль­ше про­сла­вить­ся.

И вся­кий, ста­ра­ю­щий­ся уни­зить пра­вед­ни­ка, в кон­це кон­цов уни­жа­ет себя, а пра­вед­ни­ка ещё бо­лее воз­но­сит.

Кла­ду­щий ка­мень на пути пра­вед­ни­ка сам о него пре­ты­ка­ет­ся, а пра­вед­ни­ка лишь при­нуж­да­ет вска­раб­ки­вать­ся на склон, от­ку­да тот ви­дит ещё боль­ше.

Тот, кто дует, что­бы по­га­сить огонь пра­вед­ни­ка, раз­жи­га­ет его огонь ещё боль­ше, а свой га­сит.

В бур­ном море жи­тей­ском Бог есть ска­ла, на ко­то­рой пра­вед­ник спа­са­ет­ся и о ко­то­рую раз­би­ва­ет­ся чёлн без­бож­ни­ка.

В бур­ном море жи­тей­ском пра­вед­ник есть ка­мень пре­ткно­ве­ния для греш­ни­ка. Греш­ник от­ва­ли­ва­ет ка­мень и па­да­ет в яму на том ме­сте, где этот ка­мень на­хо­дил­ся.

Тот, кто бро­са­ет пыль про­тив вет­ра, ослеп­нет. Тот, кто за­сы­па­ет озе­ро кам­ня­ми, за­то­пит себя.

Бог слов­но на­роч­но оста­вил прав­ду в мире сем не­во­ору­жён­ной и не­за­щи­щён­ной, что­бы по­ка­зать Свою силу и что­бы у на­силь­ни­ков был ка­мень пре­ткно­ве­ния. Пото­му нить прав­ды креп­че, чем цепь не­прав­ды. Насиль­ник пы­та­ет­ся разо­рвать нить прав­ды, но за­пу­ты­ва­ет­ся в ней и по­ги­ба­ет.

Сата­на хо­тел уни­что­жить пра­вед­но­го Иова, а вме­сто того воз­нёс его на не­бе­са. Иов по­бе­дил то­гда, ко­гда ка­зал­ся не­мощ­ным. Сата­на хо­тел уни­что­жить царя Иро­да, и тот, по зло­бе сво­ей, это­му не вос­про­ти­вил­ся. И Ирод по­гиб, ко­гда ка­зал­ся все­мо­гу­щим.

Всё, что от Бога, представляется в мире сем немощным, но оно сильнее звёзд и бурных океанов.

Пре­по­доб­ный Симе­он Новый Бого­слов при­во­дит сле­ду­ю­щие див­ные при­ме­ры люб­ви к ближ­не­му, кои в то же вре­мя крат­ко и ясно вы­ра­жа­ют сущ­ность люб­ви: «Знаю я че­ло­ве­ка, ко­то­рый… ино­гда пла­кал то об од­ном, то о дру­гом (греш­ни­ке), ино­гда бил себя в лицо и в грудь за спа­се­ние кого-либо, ино­гда сам при­ни­мал лицо со­гре­шив­ше­го сло­вом или де­лом и во­об­ра­жая себя са­мо­го со­гре­шив­шим гре­хом бра­та, ис­по­ве­дал грех сей Богу и мо­лил о про­ще­нии, про­ли­вая обиль­ные слё­зы. Знал и дру­го­го, ко­то­рый так мно­го ра­до­вал­ся о под­ви­за­ю­щих­ся, ис­прав­ля­ю­щих вся­кую доб­ро­де­тель и пре­успе­ва­ю­щих в доб­ре, слов­но был уве­рен, что по­лу­чит воз­да­я­ние за их доб­ро­де­те­ли и по­дви­ги, паче их са­мих под­ви­за­ю­щих­ся; и опять — так силь­но скор­бел и со­кру­шал­ся о со­гре­ша­ю­щих, слов­но не со­мне­вал­ся, что он один име­ет дать от­вет за всех них и быть ввер­жен­ным во ад. Знаю я и та­ко­го, ко­то­рый так силь­но же­лал спа­се­ния бра­тий сво­их, что мно­го раз с тёп­лы­ми сле­за­ми умо­лял Бога, чтоб или и они спа­се­ны были, или и он вме­сте с ними пре­дан был му­кам. Дви­жи­мый бо­го­под­ра­жа­тель­ною тёп­лою лю­бо­вью, он ни­как не же­лал спа­стись без бра­тий сво­их. Ибо так со­еди­нил­ся с ними ду­хов­но, со­ю­зом свя­той люб­ви, в Духе Свя­том, что и в Цар­ство Небес­ное не же­лал от­прав­лять­ся без них». Тако­вую душу на­зы­ва­ет пре­по­доб­ный Симе­он «Бого­нос­ной, со­вер­шен­ной в люб­ви к Богу и ближ­не­му» (Сло­во 54). читать дальше

Вто­рая же по­доб­ная ей за­по­ведь: воз­лю­би ближ­не­го тво­е­го, как са­мо­го себя. Гос­подь не ска­зал: рав­ная ей, но: по­доб­ная ей. То есть: и вто­рая за­по­ведь ка­са­ет­ся люб­ви, но не люб­ви к Твор­цу, а люб­ви к тво­ре­ни­ям. Любя свою мать, дитя лю­бит и все дела её рук, все тру­ды сво­ей ма­те­ри, все её вещи; а осо­бен­но лю­бя­щее свою мать дитя лю­бит сво­их бра­тьев и се­стёр. Любовь к ма­те­ри укреп­ля­ет лю­бовь к бра­тьям и сёст­рам. Кто лю­бит сво­их ро­ди­те­лей, тот есте­ствен­ным об­ра­зом бу­дет лю­бить и сво­их бра­тьев; не лю­бя­щий же сво­их ро­ди­те­лей ред­ко спо­со­бен лю­бить сво­их бра­тьев. Точ­но так же лю­бя­ще­му Бога лег­ко воз­лю­бить лю­дей как бра­тий сво­их по Богу; не лю­бя­щий же Бога мо­жет лишь об­ма­ны­вать себя, ду­мая, что лю­бит лю­дей. Такой че­ло­век мо­жет в луч­шем слу­чае иметь толь­ко не­ко­то­рое смут­ное со­чув­ствие к лю­дям, ис­точ­ник ко­то­ро­го опять же на­хо­дит­ся в со­чув­ствии к са­мо­му себе. Хотя эта за­по­ведь была дана и в Вет­хом Заве­те, она ста­но­вит­ся в устах Хри­сто­вых со­вер­шен­но но­вой. Ибо в дру­гом ме­сте Гос­подь го­во­рит: Запо­ведь но­вую даю вам, да лю­би­те друг дру­га; как Я воз­лю­бил вас, так и вы да лю­би­те друг дру­га (Ин. 13, 34). Во-пер­вых, она яв­ля­ет­ся но­вой, по­то­му что её из­рёк Тот, Кто явил в ми­ро­вой ис­то­рии ве­ли­чай­шую лю­бовь к лю­дям; а во-вто­рых, по­то­му что по­ня­тие ближ­не­го рас­ши­ре­но да­ле­ко за пре­де­лы на­ро­да иудей­ско­го и рас­про­стра­не­но на всех лю­дей Божи­их. Люби­те вра­гов ва­ших, — ска­зал Гос­подь. Ибо если вы бу­де­те лю­бить лю­бя­щих вас, ка­кая вам на­гра­да (Мф. 5, 44,46). Не по­ве­ле­ва­ет ли Бог солн­цу Сво­е­му вос­хо­дить и над вра­га­ми ва­ши­ми? И не по­сы­ла­ет ли Он дождь и на тех, кто вас не лю­бит? Твоё дело — лю­бить всех лю­дей ради люб­ви Божи­ей, а Его — по­сле от­де­лить пра­вед­ных от не­пра­вед­ных.


Наши ближ­ние яв­ля­ют­ся ви­ди­мым по­лем, на ко­то­ром мы по­ка­зы­ва­ем свою лю­бовь к не­ви­ди­мо­му Богу. На ком об­на­ру­жить­ся на­шей люб­ви к Богу, если не на лю­дях, жи­ву­щих вме­сте с нами на зем­ле? Бог бы­ва­ет уми­лён на­шей лю­бо­вью к со­се­дям на­шим, слов­но мать, ко­то­рую уми­ли­ла лю­бовь ка­ко­го-ни­будь чу­жо­го че­ло­ве­ка к её чаду. Столь не­об­хо­ди­ма обя­зан­ность по­ка­зы­вать свою лю­бовь к Богу на окру­жа­ю­щих лю­дях, что апо­стол люб­ви даже на­зы­ва­ет лже­цом того, кто го­во­рит, буд­то лю­бит Бога, а бра­та сво­е­го не­на­ви­дит: Кто го­во­рит: «я люб­лю Бога», а бра­та сво­е­го не­на­ви­дит, тот лжец (1 Ин. 4, 20).

Наши ближ­ние яв­ля­ют­ся для нас шко­лой, где мы упраж­ня­ем­ся в са­мой со­вер­шен­ной люб­ви — люб­ви к Богу. читать дальше

читать дальше

Итак, сии две за­по­ве­ди о люб­ви суть наи­боль­шие в за­ко­не Божи­ем, и боль­ше их не было и нет на зем­ле. Это за­кон цар­ский (Иак. 2, 8), коим дер­жит­ся небо и спа­са­ет­ся зем­ля. На сих двух за­по­ве­дях утвер­жда­ет­ся весь за­кон и про­ро­ки (Мф. 22, 40). Бог дал весь за­кон Мои­се­ев из люб­ви, и Бог вос­пла­ме­нил про­ро­ков Сво­ею лю­бо­вью. Мож­но ска­зать, что пер­вые че­ты­ре за­по­ве­ди в вет­хо­за­вет­ном за­ко­не ка­са­ют­ся люб­ви к Богу, а осталь­ные шесть — люб­ви к ближ­ним; хотя все эти де­сять вет­хо­за­вет­ных за­по­ве­дей яв­ля­ют­ся лишь се­нью Хри­сто­ва за­ко­на люб­ви. Мож­но ещё ска­зать: всё бла­гое, что че­ло­век спо­со­бен сде­лать, про­ис­те­ка­ет из люб­ви к Богу и из люб­ви к ближ­ним. И, на­ко­нец, мож­но ска­зать: все гре­хи, сколь­ко их ни было и ни есть, яв­ля­ют­ся гре­ха­ми или про­тив люб­ви к Богу, или про­тив люб­ви к ближ­ним. Если да­лее пой­ти в раз­мыш­ле­ни­ях о глу­би­не и ши­ро­те сих двух Божи­их за­по­ве­дей, мож­но было бы сво­бод­но ска­зать, что на них утвер­жда­ют­ся небо и зем­ля, весь со­тво­рён­ный мир: ан­гель­ский и ма­те­ри­аль­ный.

Вот чего до­стиг­ли сво­им ис­ку­ше­ни­ем спло­тив­ши­е­ся вра­ги Хри­сто­вы! Вот ка­кую пла­мен­ную ис­кру вы­сек­ли они злоб­ным уда­ром о ка­мень! Они рас­счи­ты­ва­ли уни­зить и сму­тить Хри­ста, но вме­сто того себя уни­зи­ли до гряз­ной пер­сти, а Хри­ста воз­вы­си­ли до пре­сто­ла веч­но­го Зако­но­да­те­ля. Так сие по­след­нее ис­ку­ше­ние предо­ста­ви­ло Хри­сту воз­мож­ность Себя бес­ко­неч­но про­сла­вить, нам же всем при­не­сти бес­цен­ную поль­зу, про­воз­гла­сив нам за­по­ве­ди о люб­ви.

После та­ко­го от­ве­та Хри­сто­ва вра­ги его умолк­ли. После того ни­кто уже не смел спра­ши­вать Его (Мк. 12, 34). И, бо­лее того, по рас­ска­зу еван­ге­ли­ста Мар­ка, во­про­шав­ший Гос­по­да за­кон­ник по­чти об­ра­тил­ся в по­сле­до­ва­те­ля Хри­сто­ва, так что Гос­подь ска­зал ему: не­да­ле­ко ты от Цар­ствия Божия. Ибо, ко­гда за­кон­ник-ис­ку­си­тель вы­слу­шал не­ожи­дан­ный от­вет Спа­си­те­ля, он не мог удер­жать­ся, что­бы не вос­клик­нуть: хо­ро­шо, Учи­тель! ис­ти­ну ска­зал Ты, — до­ба­вив ещё со сво­ей сто­ро­ны, что лю­бовь к Богу и ближ­ним есть боль­ше всех все­со­жже­ний и жертв. Тот, кто ду­мал по­бе­дить, ока­зал­ся по­беж­дён; те, кто ду­мал по­сра­мить, оста­лись по­срам­ле­ны. И ни­кто уже не смел Его ни о чем спра­ши­вать.

Теперь при­шёл че­ред Хри­ста спра­ши­вать их. И Он спро­сил их: что вы ду­ма­е­те о Хри­сте? чей Он сын? Гово­рят Ему: Дави­дов. Гово­рит им: как же Давид, по вдох­но­ве­нию, на­зы­ва­ет Его Гос­по­дом, ко­гда го­во­рит: ска­зал Гос­подь Гос­по­ду мо­е­му: седи одес­ную Меня, до­ко­ле по­ло­жу вра­гов Тво­их в под­но­жие ног Тво­их? Итак, если Давид на­зы­ва­ет Его Гос­по­дом, как же Он сын ему (Мф. 22, 42—45)? Вопро­сом сим Гос­подь хо­тел, во-пер­вых, ска­зать, что Он есть Хри­стос; во-вто­рых, по­ка­зать, что за­блуж­да­ют­ся ожи­да­ю­щие Мес­сию как зем­но­го царя из дома Дави­до­ва, ко­то­рый про­го­нит рим­лян и сде­ла­ет Изра­иль мо­гу­ще­ствен­ным зем­ным цар­ством; в-тре­тьих, что его ис­ку­си­те­ли суть Его вра­ги; и в-чет­вёр­тых, что они, как вра­ги Хри­ста, Кото­рый дол­жен был прий­ти и при­шёл, бу­дут по­беж­де­ны и на­ка­за­ны. Они го­во­рят Ему: Дави­дов. Вот всё, что они зна­ли. И Гос­подь наш Иисус Хри­стос был из дома Дави­до­ва, а зна­чит, по их за­ко­ну, — Сыном Дави­до­вым. Но ведь и сам про­рок Давид не пред­став­лял себе Мес­сию толь­ко как сво­е­го сына по кро­ви — ина­че он не на­зы­вал бы Его сво­им Гос­по­дом. Ибо где это ви­да­но, что­бы пре­док на­зы­вал сво­е­го по­том­ка Богом? Но Давид по вдох­но­ве­нию про­ви­дел и по­знал двой­ную при­ро­ду Хри­ста, Чело­ве­че­скую и Боже­ствен­ную, и по вдох­но­ве­нию же на­звал Его сво­им Гос­по­дом. Тай­ну во­пло­ще­ния Сына Божия Давид в дав­ние вре­ме­на осо­знал по сво­е­му про­ро­че­ско­му вдох­но­ве­нию на­мно­го луч­ше, чем фа­ри­сеи и сад­ду­кеи, ви­дев­шие Хри­ста соб­ствен­ны­ми оча­ми. Хри­стос дол­жен был ро­дить­ся от его се­ме­ни, и Он по пло­ти ро­дил­ся от Пре­свя­той Девы Марии, Кото­рая была из дома Дави­до­ва; но Он дол­жен был прий­ти как пред­веч­ный Сын Божий по Боже­ствен­ной при­ро­де Сво­ей. И как та­ко­вой Он при­шёл. Гос­подь при­во­дит сло­ва Дави­до­вы не для того, что­бы их ис­пра­вить, но что­бы их под­твер­дить. Всё, что про­ви­дел и про­рёк Давид, ис­тин­но. Всё пи­са­ное сбы­лось. Обе­то­ван­ный Богом и ожи­да­е­мый людь­ми Спа­си­тель при­шёл на зем­лю и как Сын Дави­дов, и как Сын Божий. После Сво­е­го вос­кре­се­ния и воз­не­се­ния Он во­ис­ти­ну вос­сел одес­ную пре­сто­ла ве­ли­чия на вы­со­те (Евр. 1, 3). И во­ис­ти­ну все вра­ги Его пали под ноги Его. И боль­ше того, Он по­лу­чил власть пре­вы­ше вся­ко­го Началь­ства, и Вла­сти, и Силы, и Гос­под­ства, и вся­ко­го име­ни, име­ну­е­мо­го не толь­ко в сем веке, но и в бу­ду­щем (Еф. 1, 20—21). Теперь это яв­лен­ная тай­на, но то­гда это было тай­ною явью. Пото­му Гос­подь и го­во­рит как бы не от Себя, но при­во­дит про­ро­че­ство Дави­до­во, ко­то­рое долж­но было быть из­вест­но иуде­ям. Конеч­но, им были из­вест­ны речи и сло­ва, но смысл ска­зан­но­го и на­пи­сан­но­го был да­лёк от них. Гос­подь ещё не хо­чет ни­че­го им го­во­рить от Себя, но спра­ши­ва­ет их о смыс­ле слов за­ко­на, по­сколь­ку и они спра­ши­ва­ли Его о за­ко­не, а имен­но: ка­кая за­по­ведь в за­ко­не наи­боль­шая? Он хо­ро­шо им от­ве­тил на их во­прос; но они не мог­ли ему от­ве­тить ни сло­ва. И ни­кто не мог от­ве­чать Ему ни сло­ва. И так ока­за­лось, что Он зна­ет за­кон, а они — не зна­ют, хотя они счи­та­ли себя в об­ла­сти за­ко­на все­ве­ду­щи­ми. Гос­подь знал не толь­ко сло­ва за­ко­на, но его дух и жизнь; а они зна­ли толь­ко сло­ва, без духа и жиз­ни; и по­то­му на са­мом деле не зна­ли ни­че­го. А то, что они зна­ли, было лишь на ги­бель им са­мим и во вред на­ро­ду, их слу­шав­шему.

И с того дня ни­кто уже не смел спра­ши­вать Его (Мф. 22, 46). Страх все­ли­ли в них спо­ры с Ним, в ко­то­рых Он все­гда одер­жи­вал над ними по­бе­ду. Итак, они не смог­ли уло­вить Его в сло­вах, что­бы осу­дить. И по­то­му с это­го вре­ме­ни они оста­ви­ли сло­ва и взя­лись за се­реб­ро и зо­ло­то, дабы под­ку­пить Иуду и лже­сви­де­те­лей. И то, что им не уда­лось сде­лать с по­мо­щью слов, уда­лось с по­мо­щью се­реб­ра и зо­ло­та. Но весь­ма жал­ким был их вре­мен­ный успех. Ибо это по­след­нее и са­мое гряз­ное сред­ство при­ве­ло к об­рат­но­му ре­зуль­та­ту, как и все ис­ку­ше­ния сло­ва­ми. Оно при­нес­ло по­след­нюю и окон­ча­тель­ную по­бе­ду Хри­сту, им же на­нес­ло не­от­вра­ти­мый удар, вверг­нув в по­ги­бель веч­ную. Ибо едва про­шло три дня с того, как они за­пла­ти­ли на­ём­ни­кам, взяв­шим Хри­ста и лже­сви­де­тель­ство­вав­шим про­тив Него, как при­шлось пла­тить во­и­нам, что­бы те не раз­гла­си­ли ве­сти о вос­кре­се­нии Хри­сто­вом.

В ты­ся­чу раз луч­ше во­об­ще не ро­дить­ся, чем ро­дить­ся и вос­стать про­тив Бога.

Вся­кий, же­ла­ю­щий по­сра­мить Бога, сам бы­ва­ет по­срам­лён, Богу же даёт воз­мож­ность ещё боль­ше про­сла­вить­ся. И сие див­но во очах на­ших. Гос­по­ду на­ше­му Иису­су Хри­сту да бу­дет честь и сла­ва, ныне и прис­но, во все вре­ме­на и во веки ве­ков. Аминь.

___________

]

Святитель Николай Сербский (Велимирович). Творения : В 3 кн. — Кн. 2: Беседы / пер. А. Евстратовой. — М.: Изд. Сретенского монастыря, 2010. — С. 229—247.



URL записи

@темы: христианство

Комментарии
16.09.2012 в 22:47

L'Appel du Destin
Спасибо за своевременное напоминание.
И-с возвращением тебя!))
16.09.2012 в 22:57

Когда я перестаю молиться, совпадения прекращаются (с)